4-х ступенчатая АКПП RL4F03A/V RE4F03A/B разработана японским концерномJatco (принадлежавшем в 20-м веке корпорации Nisssan с участием Мазды) в 1990-м году для переднеприводных Nissan Primera с двигателями до 2-х литров (по классификации Джатко - small&medium). Сменила предыдущую модификацию RL4F02A с гидравлическим управлением.
Обычно название означает:
RL4F03A/V : L - гидравлическое управление переключением передач. Е - (RЕ4F03A) - электрическое, с помощью соленоидов.
4 (RL4F03A/V) - количество скоростей.
F (RL4F03A/V) - передний привод,
03 - класс по передаваемому крутящему моменту. Это семейство автомат так и называют "03-й ниссан".
А (RL4F03A/V) - под-модификации, адаптированные под разные машины, разные требования, поздние варианты.
Новую под-модификацию этой 4-х ступенчатой коробки с усиленными пакетами и новым гидроблоком с 2000-го года устанавливали даже на некоторые машины премиального сегмента Ниссана (Максима, Сентра) и Инфинити (I30 - I35, G20). Но эти машины у нас в ремонте редки из-за того, что этот автомат слишком задумчивый для 3-х литров, редок на нашем рынке и слишком надежно ходит до преклонных лет автомобиля.
В 1994-м году было произведено еще одно обновление конструкции, а в 2000-м еще один перевыпуск, который получил название RE4F03B. RЕ4F03A оказалась довольно удачной по соотношению цена\надежность и после 2000 года ее стали активно ставить на весь модельный ряд Ниссана от Note, Альмеры и Тииды до Теаны. Сейчас это надежное и неприхотливое семейство АКПП до сих пор устанавливается на большинстве ниссановских производств по всему миру.
Родственна по конструкции АКПП JF403.
Отработанный джатковский "3-й ниссан" (на сленге трансмиссионщиков) вполне может конкурировать по неубиваемости с лучшими АКПП Айсин А240.
Типичные ремонтные места АКПП
В каждом капремонте RE4F03A заменяется Комплект прокладок и сальников № 314002 , резина которых может выглядеть еще годной, но после 8-10 лет эксплуатации с перегревами может потрескаться и порваться в любой момент, но гораздо важнее - замена колец, износ которых очень влияет на давление масла в пакетах сцепления.
Фильтр металлический с открытой сеткой № 314010 при капремонте обычно меняется, а не продувается, так как в ремонт приходят сильно запущенные автоматы с горелым маслом.
Заменяются обычно и все фрикционы 314003 , реже - сгоревшие стальные диски (комплект - 314004).
Тормозная лента (до 1999 г.- 314020) в 2000-м году была модифицирована - 314020С
Ремонты чаще всего заключаются в чистке и переборке гидроблока, замене прокладок, расходников, пружинок (амортизатора), ремонте гидротрансформатора.
В каждом втором ремонте меняют и Блок Соленоидов (№314420), выработавший свой ресурс, (ресурс соленоидов измеряется количеством циклов включений-выключений - несколько сот тысяч и сокращается при работе в среде грязного масла и стоит его менять после 10-12 лет или после 150 ткм, не дожидаясь внезапной смерти в дороге). А проблема с выработанными соленоидами приводит к малопредсказуемому недостатку давления в пакетах сцепления и как следствие - проскальзыванию фрикционов, горению масла, а затем по цепочке и всех фрикционов.
Гидроплиты модификаций 93-99 годов и модификаций после 99 года имеют разные наборы соленоидов!
Джатко последовательно совершенствовал применяемое на этих коробках масло вслед за рынком. С каждым разом меняя букву в своем "Ниссан Матик - D". Затем, когда компьютер стал использовать проскальзывание фрикционов блокировки - "Matic J", аналог синтетическим масла типа Дексрон 6. Последние синтетические масла выдерживают современные температуры масла (130-150º), и поэтому понижать класс масла при замене нельзя. Позже вслед за конкурентами (Тойота WS) перешли на следующее поколение синтетики - "Matic S", у которого уменьшена вязкость при работе в холодном состоянии.
"Железо" очень надежно. Если не считать протечек масла из-под сальника насоса (много позже 150 ткм), что обычно свидетельствует об износе расходников гидротрансформатора и втулки насоса, то в остальном можно считать эту коробку неубиваемой. При условии, что масло меняется вовремя. Масло рекомендуется менять не по сроку, а по прозрачности.
Втулки заказывают полным комплектом 314030, но меняют всегда втулку насоса 314034 и реже - пару других наиболее сильно разбитых. Износ втулок приводит к усиливающимся вибрациям, зависит от съеденного фрикциона блокировки ГДТ.
В 2007-м году выпустили новую под-модификацию RE4F03 для Ниссан Тиида с измененным поддоном. Прокладка поддона (#314300) для них отличается:
Из "железа" в возрастной АКПП, пережившей длительное "масляное голодание" иногда выходят из строя ( в очередности):
- Барабан (Реверс) №314556 с поршнем, износ поверхности тормозной лентой.
- Барабан (High Clutch) 314555. Проворачивается вал, различные виды износа поверхности вала, барабана. Здесь самые часто горящие фрикционы Реверс - 314110.
- Барабан (Forward) 314554. Общий износ поверхностей, втулки.
- Насос №314500
- все обгонные муфты.
- В совсем старых авто с максимальным для этого семейства двигателем выходит из строя Планетарный ряд задний 314584A.
Если в этой АКПП следить за чистотой масла и вовремя менять соленоиды, то она будет ходить также долго как и сам автомобиль. Статистика ремонтов осложнена тем, что коробка ходит долго и владельцы часто предпочитают пристрелить "больного коня", чем вызывать к нему ветеринара. Хотя наши мастера с умелыми руками успешно восстанавливают эту неприхотливую, несложную и трудноубиваемую коробку.