4-х скоростные АКПП U140E , U240 , U241 и все семейство этих трансмиссий от Aisin Co является самым популярным и самым массовым в ремонте. КонструкцияU140E строилась с перспективой расширения до 5-ти скоростей (для чего в конструкцию ввели дополнительный (третий) планетарный ряд Underdrive.)
Пилотная U140E была выпущена в 1998 г. для Лексуса RX330 (под айсиновским именем AW90-40LS) с двигателем 2.4 л. Первый же год эксплуатации дал положительные отзывы и на следующий год 90-40LS (U140) установили уже на Лексус ES300 с 6-ти цилиндровым 3-х литровым двигателем.
А с 2000-го года вышла модификация U240 (для Лексуса - 91-40LS) и началось массовая установка U140\ U240 на весь ряд популярных машин Тойоты для японского рынка (Caldina, Harrier, Highlander итд.)
Модификация для полноприводных авто (4х4- FullWeelDrive) носит литеру F - U140F. Но с 3-х литровыми моторами эта серия не пошла и ее вскоре (в 2003-м) заменили на более крепкие пятиступки U250, С моторами до 2.5 литров U140 стала неубиваемой.
Для менее мощных двигателей переднеприводных легковых машин была разработана модификация U240 , которая сначала была опробована на моделях Тойоты второго ряда (Caldina, Corona, ...) с двигателями 2.2 литра, а затем после незначительных изменений превратилась в коробку-бестселлер U241 для популярных тойотовских авто.
U241E (U240E) успешно и надежно работают с 2000 года на переднеприводных (и полно-приводных) автомобилях среднего класса с двигателями от 2 до 3-х литров. Это - популярные Camry, RAV4, Avensis, Highlander, Celica, итд (полный список - внизу). U241 несколько усилена по сравнению с U240E (усилены некоторые деталей "железа" - насоса, осей, барабанов, планет) и может уверенно передавать чуть больший момент. Разница между близнецами - в пакете Underdrive, самом нагруженном
Конструкция этих автоматов настолько надежна и современна, даже имея ненужное ослабляющее звено в виде третьей планеты, автоматы U240-241 до сих пор устанавливаются в самой Японии на мегапопулярные Короллы, Камри и RAV4.
Kогда "детские болезни" первых выпусков U140 были излечены, Айсин в 2001-м выпустила на этой конструктивной базе более комфортную 5-ступенчатую семью АКПП: U150- U250.
Типичные неисправности U240\U141
Эта сравнительно "молодая" семья 4-АКПП - лидер среди всех японских АКПП по появлению в ремонте. Сравнивая с остальным миром, U240-140 уступает в популярности только некоторым европейским завсегдатаям сервисов - ZF 5HP19 и 6HP19-21.
А в спину им дышит преследователь - AL-4 (DP0). Но это не рейтинг "надежности" или "ненадежности". В этот рейтинг попадают те машины, которые часто приходят в ремонт или по причине своих долгих лет (как тойоты и ауди-бмв) или по причине слишком ранних болезней еще молодых, но удачных французских скакунов (DP0), которых владельцам жалко "пристреливать".
Самый первый сервис U140 \U241 - смена масла и универсального фильтра (№340010) с прокладкой поддона. В 1998 -99 годах фильтры первого поколения - металлические со стальной сеткой - 340010A. После 99-го года поддон изменили под новый фильтр - с фетровой мембраной.
До 2004-2005 годов Тойота-Лексус применяли масло T-IV, потом Тойота постепенно стала переводить все АКПП на синтетическое "несменяемое" масло WS с соответствующими изменениями программ управления электроники. А с новыми гидроблоками 2006 года рекомендуется применять только WS.
Фильтр - одноразовый с фетровой двойной мембраной, на 100% выполняет свои функции первые 150-180 ткм, #340010. Но желательно менять его с каждой второй сменой масла. И по мере старения трансмиссии - все чаще.
Из Ремкомплектов прокладок и сальников (Оверол-кит) Мастера заказывают только оригинальные Оверолы.
Фрикционы всем комплектом (№340003) заказывают только дисциплинированные владельцы, не пытающиеся экономить лишнюю тысячу-другую рублей раз уж ввязались в переборку автомата или в случаях, когда машина пришла в ремонт с горелым маслом. Фрикционы, пропитанные горелым маслом, значительно теряют свои качества, скользят, хуже отводят тепло, что неумолимо приближает следующий капремонт.
Слабые места железа АКПП серии U140, U241E:
Группой риска являются тяжелые машины с 3-х литровыми двигателями, у которых железо нагружено до предела и срок первых капремонтов водитель может приблизить раньше заветных 200 ткм:
Основной объект ремонта возрастных АКПП (U140 попадают в ремонт чаще): - Планетарный Ряд Передний, (Output Planet) №340582. (справа) Причина обычная для всех авто с мощным (3л) двигателем - Передний планетарный ряд первым не выдерживает высокого крутящего момента в условиях недостатка масла. Поэтому владельцам таких авто стоит избегать неоправданных агрессивных разгонов и испытаний бездорожьем. Если на магнитах поддона есть ежики стружки - это скорее всего передняя планетарка 582. После 150 ткм нужно следить за фракцией металлической крошки в масляном поддоне, если обнаружены крошки крупнее 1 мм - это знак, что началась цепная реакция разрушения шестерен, когда изношенный планетарный ряд начинает убивать насос и другие планеты. Чем раньше произведена замена этой планетарки, тем в лучшем состоянии остаются остальные узлы этой замечательной коробки. |
|
Вместе с передней планетой340582 зеркально разбивается и солнечная шестерня (340612). С ними вместе меняют и подшипник (340238). Если машину с такой неисправностью продолжали эксплуатировать дальше, то процесс разрушения идет дальше: крошками металла разбивает и Коронную шестерню (340592), справа |
|
На следующем этапе разрушений, осколками раскрошившегося металла переднего планетарного рядаразбивает - Задний Планетарный Ряд U140, 340584. С ним вместе меняют: Барабан-Ракушка (Шелл) (340614). (Output Planet). Также в цепочку повреждений, следующей за задней планетой иногда попадает: - Ступица под фрикционы (Hub), 340576. Или солнечная шестерня на барабане 340575. Все зависит от того - куда занесет маслом металлические крошки. |
|
Задняя Крышка 340759, - второе "слабое звено" конструкции - головная боль конструкторов: она в семействе U140-240 выполняет роль суппорта. Эта проблема характерна для мощных двигателей как RAV-4, так и для Camry, Lexus RX300. И в большей части для последних лет, где компьютер согласно последней моде позволяет водителю нагружать трансмиссию до предела. Многие машины приходят в сервис с задней крышкой, разбитой клинящим тефлоновым кольцом (340179AT). От потери давления масла начинают проскальзывать и гореть фрикционы пакета сцепления Директ. Этот узел долго искал своего решения, так как мягкий алюминиевый сплав крышки не выдерживал предельных боковых нагрузок. Практически ежегодно с 1999 года конструкция (и материал) этих крышек для тяжелых авто совершенствовалась и сейчас на рынке существует несколько модификаций крышек разного года выпуска -340759. Проблема связана со значительной изгибающей нагрузкой, передаваемой на вал барабана Директ от дифференциала (№340720) при агрессивной езде (высоких крутящих моментах) и дополнительно провоцируется грязным маслом, истирающим тефлоновый слой уплотнительного кольца. Возникает это при крутящем моменте, близком к максимальному. Водителю надо понимать замысел конструкторов, предложивших 3 варианта коробок: 4-х, 5-ти (U150) и 6-ти (U660) ступенчатых. Если "неубиваемая" 4-х ступенчатая АКПП рассчитана на спокойный стиль вождения до 400 или даже 500 ткм, то чтобы почувствовать себя "шумахером" за свои деньги -выпускается 6-ти ступенчатый автомат U660. Если у вас 3-х литровый двигатель, то меняйте чаще масло и ремонтируйте гидротрансформатор как только масло стало загрязняться очень быстро. |
|
Замену фрикционов и стальных дисков в пакете Direct по статистике производят в 3-4 раза чаще, чем в остальных. В типичный заказ входят фрикционы Директ - 340106 и стальные диски 340126. В половине случаев к ним заказывают еще второй по нагруженности пакет - Форвард № 340108 (фрикционы) со стальными дисками 340128. Часто причина как и упомянуто выше - компрессионное тефлоновое кольцо (340179AT) симметрично разбивает кроме крышки и посадочное место Барабана (Direct) -#340555 (справа). Что и является причиной ухода давления из пакета, недостаточного прижимания фрикционов и выгорания всего пакета Директ. Поэтому при первых же признаках пробуксовки пакета Директ (стол-тест) стоит не дожидаясь фатальных последствий для Барабана или Задней крышки менять кольца и расходники, чтобы не доводить дело до замены железа - крышки и барабана. И стоит иметь ввиду, что настройки компьютера на тяжелых машинах часто позволяют нагружать ее свыше предельного крутящего момента. |
|
Еще одна популярная замена в этом же пакете сцепления Директ: - Поршень обрезиненный с держателем, (Direct Clutch)340965AK. Резина не выдерживает повышенной температуры, работы всухую и с вибрациями. |
|
Одна из частых замен, связанных с долгой эксплуатацией с недостатком масла или с разбитой планетой: - замена втулки насоса 330034. А если водитель долго эксплуатировал АКПП с подтекающим сальником насоса 340070 то заказывают и сам: - Масляный насос 340510.(справа) |
|
Для капремонта постаревших автоматов часто спрашивают: - Поршень, Piston U240/ U241 Underdrive Clutch #1 - с ретейнером (обрезиненный) - 340960AK |
|
Типичная "детская болезнь" Электронных Блоков Управления от Фуджитсу первых лет (Engine Control Unit - ECU) - 340450. Непропайка контактов, из-за чего непредсказуемо горят пакеты, скачет давление. Ремонт блока несложен, недорог и надежно решает эту фабричную недоделку без демонтажа коробки. Проблема встречалась как детская болезнь в основном на RAV4 первых лет выпуска. |
|
Практически при каждом приходе в ремонт не обходится без профилактической замены Сальника-манжеты насоса - 340070 И - Сальника левой полуоси со стороны корпуса (нар. диаметр 80.26мм) 340077. Сальники полуоси пр\лев. различаются для U240 - U140Е - U246 - 141F. Если на возрастной машине начинают течь сальники при прочей нормальной работе коробки - сигнал, что наступило время для самого недорогого планового капремонта: замены расходников гидротрансформатора и замену износившихся расходников АКПП. Обычно с этим дефектом заказывают фильтр с Оверол китом, производят чистку гидроблока и соленоидов. |
Часто проблемы этих коробок начинаются с "атеросклероза мозгов", которые живут относительно долго, но ...
... существуют модификации гидроплиты U241, где вместо linear соленоидов -регуляторов используются 3-way соленоиды - клапаны |
Справедливости ради стоит отметить, что рекордное количество ремонтов этого семейства АКПП связано не с тем, что эти коробки - неудачные и ненадежные. Просто этот автомат выбрали для миллионов "долгоиграющих" и популярных автомобилей, а водители за долгие годы безупречной работы забывают следить за маслом в акпп и к тому же любят испытать на прочность 3-х литровый мотор, надеясь, что трансмиссия такая же "неубиваемая", как и сама Тойота. Тойота стоит на первом месте в России по количеству эксплуатируемых машин с автоматом.
Другая причина столь частых поломок - рынок 21 века потребовал от автоматов прыгнуть выше головы - чтобы коробки ездили как "чипованные", не отставая от широкоразрекламированных ДСГ и чтобы переключались незаметно, не отставая от взорвавших рынок вариаторов и ДСГ.
Эта "паническая" погоня за громкокричащими о своих скорых победах конкурентами и привела к тому, что автоматы стали разгоняться быстрее, переключаться незаметнее, но при этом и служить стали не как старые добрые четырехступки, а как "одноразовые" ДСГ и вариаторы, из которых не все добегают до заветных 200 ткм.
Другую машину давно бы уже продали или выбросили на свалку, а на Тойотах ездят до тех пор, когда скорости совсем перестают переключаться и масло АКПП почернеет как квадрат Малевича. И только тогда едут в ремонт, чтобы послушать историю как игла подшипника, пропутешествовав по внутренностям АКПП, всего за несколько недель разбила планетарки, барабаны, ступицы этой неубиваемой коробки.
Ремонт трансмиссий U140-240 настолько изучен мастерами, а цены на эти запчасти настолько низки из-за конкуренции, что большинство знающих владельцев предпочитают ремонтировать эти АКПП вместо того, чтобы играть в рулетку, покупая БУ-кота в мешке с убитой машины. Устанавливать БУ коробку имеет смысл только тогда когда железо убито напрочь и капремонт обходится дороже 120 т.руб, - это нормальная стоимость замены на перебранную БУ коробку с гарантированным качеством.
После капремонта с заменой "железа" эти АКПП еще несколько лет ходят без проблем.