А240-я серия 4-х ступенчатых АКПП (А240 - А246Е, А247Е...) с успехом работает с 1985 года на легендарных по своей надежности Короллах, захватывая и смежные классы - Короны, RAV4 и Селики с объемом до 2-х литров. Без значительных модификаций на неубиваемые Короллы, RAV4 до сих пор ставится неубиваемая А246.
В эту же семью входят и рассчитанная на более высокий крутящий момент А140-я серия АКПП.A140E устанавливалась с 1983 года по 2004-й на более мощные Камри (Celica...ниже) от 2л японской и американской сборки.
Одновременно была выпущена чуть более "сложная" и дорогая коробка - А540, для еще более мощных двигателей Камри и Лексусов.
Предшественники, 3-х ступенчатые A130, 131, 132L устанавливались c 1983 по 2001 - на Короллы и Терселы до 1.8л.
Первые модификации A240L, A241E, A243L, А244 с двумя соленоидами в простом гидроблоке начали ставиться с 1985 года.
Эта конструкция была усложнена в 1993 году когда на смену вышли новые модификации A245 - A246 - 247 с современными гидроблоком и соленоидами. Кроме гидроблока А245-247 получила другой фильтр (331010C) и некоторые фрикционы со стальными дисками. Предыдущие автоматы серии А240-244 продолжали широко устанавливаться на Короллы по всему миру до 2008 года. Разница между родственными моделями - в различных вариантах фрикционов для наиболее нагруженных пакетов Директ и Форвард, постоянно улучшалась гидроплита из-за проблем с переключением 4-3, менялась конструкция планетарной передачи итд.
Современное поколение этого проверенного семейства A245E/ A246E /247Е выходит с 2003 года. Модификация А247Е немного усилена по "железу", чтобы выдерживать больший крутящий момент от 2-х литровых двигателей. В 2003 году еще раз был обновлен гидроблок, получивший линейный соленоид главного давления (EPC - 331431) и соответственно - фильтр 331010G с поддоном, значительный апгрейд компьютера и системы управления.
После обкатки в 2004 соленоид-электрорегулятор был незначительно изменен - 331431DE.
Несмотря на свою простоту и низкую цену это семейство 4-х ступенчатых АКПП уступает по популярности своему айсиновскому брату из серии "U" - U140 - U240. Конкурентами этой коробке можно считать не немецкиеZF4HP16 - 4HP18, которые конкурируют скорее с U240, а 4-х ступки Джатко: RE4F03 - RE4F04.
Это, пожалуй самое надежное в мире семейство 4АТ-автоматов, кроме легендарных тойотовских долгожителей устанавливается также под именем AW70-40LE на Chevrolet Prizm. А как 72-42LE или 73-41LS устанавливалась на Pontiac Vibe до самого конца жизни этого автопроизводителя в 2009 году.
Масло ATF до 95 года - минеральное, класса Dexron-III. С 95-го года Тойота постепенно перешла на тип T-IV, которое использовалось до 2003-2005 годов. C 2005-2006-го года в коробки Айсин стали заливать синтетику WS, которая лучше работает на низких температурах с соленоидами и проскальзывающими фрикционами. При полной смене масла во всех коробках этой серии выпущенных с 2003 года рекомендуется использовать масло типа WS. При частичной смене масла лучше проверить рекомендованное масло именно для вашего авто..
Ремкомплекты прокладок и сальников А245+ № 331002 отличаются от предыдущих модификаций А240-244.
Модификации А240 с 1988 до 2003 года имели схожую комплектацию Оверол китов - (331002A), а после 2003 года конструкторы решились на деунификацию.
Обычные в капремонте коробки - довольно возрастные и приходят с изношенным до клея фрикционом блокировки муфты, которым пропитаны оставшиеся фрикционы. Поэтому инженеры Айсин рекомендуют в таких случаях менять весь комплект фрикционных дисков (№331003).
Все что нужно для беспроблемной эксплуатации - это вовремя менять масло и (через 8-10 лет) фильтр. Фильтр также рекомендовано заменить, если коробка долго эксплуатировалась с горелым маслом или с лысым фрикционом гидротрансформатора. Чаще всего в ремонте встречаются фильтры для А140 на вечных Камри с 1989 года 331010A. Фильтры для А240-243L с 1990 года (331010B). Фильтры для А140 имеются разной модификации 331010 по заборному отверстию - до 1989 года. |
|
Для модификаций А245-247Е гидроблок был изменен и с 1993 г. фильтр изменился 331010C- (справа). Масло применяется Т-IV, ок. 7.3 литров для полной смены и 3 литра для частичной. С 2003-го года гидроплиту еще усовершенствовали, добавив линейный соленоид EPC (SLT) и фильтр для A245E/ A246E /247Е опять изменился 331010G (слева). Фильтр со стальной сеткой. По привычке мастера не меняют фильтр, но остается старая рекомендация менять закрытый фильтр с каждой второй сменой масла, а значит после 140-160 ткм. Новые настройки нагружают гидротрансформатор гораздо сильнее и масло может загрязняться значительно быстрее. Масла для каждой из коробок подбирались индивидуально. Если в 93 году использовался неприхотливый D-II, то позже, с появлениемпроскальзывания блокировки муфты ГДТ, перешли на ATF Тойота Т-IV. |
|
От времени или из-за износа гидротрансформатора начинают течь Сальники (насоса, полуоси итд. манжеты) 340070. С ними вместе меняют сальник вала выбора передач 331072. Если затянуть с заменой сальников приходится менять и проворачивающуюся втулку насоса 330034. Если затянуть и с этим ремонтом, то приходится менять весь насос -№331500 или его крышку - № 331510. Сальники полуоси бывают двух типов: наружный диаметр 54 мм (с 1983 года) и 55 мм (с 1984 года), Есть различие в сальниках левой полуоси для А245 и А247 331076. Все эти сальники входят в Оверол Кит и по отдельности их берут опытные мастера, когда машина пришла с единственной жалобой: подтекающим сальником. Что обычно означает, что съедена накладка Гидротрансформатора, она скользит, проворачивается и перегревает корпус и вал, а при более долгой эксплуатации - убивает втулки, насос и оси. |
|
Из пакетов в этом семействе трансмиссий горят типичные для неубиваемых - наиболее нагруженные пакеты сцепления Директ и Форвард (номера фрикционов у А140 и А240 - различаются) Довольно большой ресурс у тормозной ленты 331022, конструкция которой не менялась с 1985 года. Меняют по старости или когда фрикционная накладка пропитана горелым маслом. |
|
Такой же большой ресурс у соленоидов. Меняется Соленоид Электрорегулятор линейного давления SLT - #331431 - диагностика требует специального оборудования. Соленоиды меняют довольно редко в преклонном возрасте машины по мере старения и выработки ресурса. Соленоиды электроклапана 331425 и 331425проверяются проверкой сопротивления и подачей давления компрессором. |
Капремонты в сервисах в большинстве случаев заключаются в ремонте гидротрансформатора, гидроблока, переборке коробки и смене расходников и сгоревших фрикционов.
Из пакетов первыми выходят из строя: - Фрикционы пакета Forward/Direct HEG 83+ [40Tx1,7x126] 331108
в паре с - Стальной диск, Forward/Direct 83+ [8Tx1,8x105] 331128.
Статистика по этим коробкам бедна отчасти из-за того, что коробки этого семейства отличаются завидным здоровьем и неприхотливостью и редко приходят в капремонт, а отчасти из-за того, что капремонт автомата старенькой Тойоты в сервисе - сравнительно дорогое удовольствие. Многие владельцы забывают о гидротрансформаторе и убивают до конца эту уникальную коробку, доводя дело до замены на легкодоступную БУ коробку.