4-х ступенчатая АКПП AX4N это модернизация 1994 года предыдущей модели AX4S, которая является в свою очередь модернизированной AOD-E.
Буква N появившаяся в названии означает "non-sequential" (в сравнении с "Sequential" AX4S) , то есть: "не-последовательное переключение передач".
Это революционное нововведение позже получило развитие в 6-ти ступенчатых трансмиссиях и в новом направлении - двухмассового сцепления ДСГ.
В AX4N для более планого переключения передач включение следующей и выключение предыдущей передачи происходило не последовательно, а одновременно, с "модулируемым проскальзыванием", тонко управляемым современными PWM соленоидами. Также как и режим "проскальзывания" гидротрансформатора с модулируемым прижиманием блокировочного фрикциона.
Форд (Taurus) и Линкольн (Continental) с 3-х литровыми двигателями с 1995 года эксплуатировали эту переднеприводную коробку. Кроме того ее начали эксплуатировать с 1994-го на редких у нас Mercury Sable и Ford Windstar. С 2004-го года ее несколько обновленный вариант можно встретить на Форд Фристар и Меркури Монтеррей.
В 2001 после совсем мелких изменений ее переименовали в 4F50N, согласно новой фордовской классификации введенной еще в 90-е годы 20-го века. Что стало означать: 4F - 4-х ступенчатая коробка для переднего привода (Front), 50 - некое число, определяющее мощность максимально передаваемого крутящего момента (ок 370-400 Нм).
Коробка не пользовалась спросом и в 2004-м ее стали все чаще заменять на немецкий вариатор CFT30 и японскую 6-ти ступенчатую AF21(TF-81SC), пока в 2007-м не выпустили собственную 6-ти ступенчатую 6F50, а еще позже (2009) - на усиленную 6F55.
Различия в конструкции между AX4N и AX4S - в гидроплите и качестве переключения передач. Были проведены еще другие усовершенствования, чтобы приблизить эту 4-х ступенчатую АКПП к европейским и японским 5-ти ступенчатым АКПП и устранить серьезные конструктивные проблемы AX4S. Можно сказать что неудачи этой коробки вынудили провести реорганизацию подразделения Автоматических Трансмиссий и ее слияние с соответствующим бюро своего главного конкурента - Дженерал Моторс.
Наиболее популярные расходники для капремонта:
Ремкомплект прокладок и сальников (Оверол Кит) - 242002. Для крайне неприхотливого железа этой коробки подходят любые наборы производителей неоригинала.
Фильтр фетровый пластико-металлический, одинаков AX4S=AX4N, различаются по высоте трубки и по цвету кольца - 242010.
На возрастных авто вырабатываются относительно долгоживущие тормозные ленты № 242020.
Датчик Switch Neutral Safety (№ 242410) - больное место возрастных машин.
Часто проблемы AX4N связаны с некомфортным переключением передач, вызванных недостатками конструкции гидроплиты, забивающейся фрикционной пылью.
Это: - неисправность гидроаккумулятора клапанной плиты.
- износ сепараторной пластины.
- износ самой конструкции плиты и плунжеров.
Замена соленоидов. ЕРС - Линейного давления №242431.
Многие специалисты причинами быстрого загрязнения масла здесь называют сам гидротрансформатор. ГДТ перегревает ATF и способствует быстрому загрязнению масла продуктами износа фрикционов, которые быстро разрушают материал гидроплиты. Сам производитель рекомендует установить на эти автомобилидополнительный радиатор охлаждения.
При этом разбивает вибрациями втулку гидротрансформатора 242031. что выражается в подтеканиях из-под сальника 242070.
Поэтому для всего семейства рекомендовано менять масло (Mercon V - Dexron-IV) с фильтром каждый год после эксплуатации жарким летом. По крайней мере, стоит регулярно проверять масло на прозрачность и включения.
Подробнее о проблемах гидроплит - здесь.
Расходники АКПП AX4N реагируют на экстремальные условия работы соответственно - быстрый износ всех изнашивающихся элементов, включая Тормозные ленты Задняя-Coast (242026) и O.D. - Овердрайв (242020), обрезиненные поршни. Стоит тщательно проверить все резиновые элементы.
Первым горят фрикционы пакета Директ (242106), с отставанием в 2 раза - пакет Форвард (242108). Остальные фрикционы - реже оказываются изношенными и часто оставляются до следующего капремонта.