5-ти ступенчатую АКПП 09A (по классификации Jatco - JF506E) в 1999-м японская Jatco разработала для европейского рынка переднеприводных машин с двигателем до 3.8л. Первая ласточка из бюджетных джатковских 5-ти ступенчатых АКПП, использующаяся в автомире как надежная и неприхотливая альтернатива дорогим AW55-50 от Aisin и ZF-й 5HP19-24.
После нескольких "шлифовочных" модификаций с 2001-го началась ее активная жизнь, ее стали ставить Ниссан - как RE5F01A и Мазда как JA5A-EL. Европейцы - под немецким именем 09А на VW, Ауди и под "девичьей" фамилией JF506E - на английские Ягуар и Лэндровер.
Американский Форд пробовал этот автомат для европейских Mondeo и Galaxy (как 5F31J). А японцы до последнего времени устанавливали этот автомат на американских сборочных производствах Ниссан (Altima, Quest) и Мицубиши (Eclipse, Galant) агрегатируемые с 6-ти цилиндровыми двигателями.
У нас JF506E встречается в основном на английских машинах Jaguar X, Rover, Freelander, реже - на немецких Golf, Bora, Jetta и еще реже ее можно встретить на португальских Сеатах Alhambra и Ауди А3.
Фильтры 09A\JF506E с металлической сеткой выпускаются трех модификаций:
- Для Ягуара, Мазды, Форда (#133010A) - с круглым заборником,
- для VW Шаран (Португалия), Ровера и Фрилэндера с длинным прямоугольнымзаборником ≈33 мм - 133010B
- для Ауди и всех VW кроме Шаран - с коротким прямоугольным заборником ≈16 мм. - 133010C.
Типичные проблемы АКПП JF506E (09A)
Типичный возрастной плановый капремонт JF506E заключается в замене расходников. В капремонт с переборкой обычно входит и замена всего комплекта фрикционов, |
|
Как только в этой коробке случаются рывки, толчки и пробуксовки - симптом некорректной работы соленоидов и гидроплиты. Гидроблоки выпущенные в начале "нулевых" у практически всех производителей были слабым местом и требуют идеально чистого масла и рабочей температуры не выше 90-100 градусов. Проблемы выражаются в жестких переключениях скоростей. В запущенных случаях ни чистка ни замена соленоидов не помогали, требовалась замена самого гидроблока № 133740. Причина - конструктивная. "Первый 5-ти ступенчатый блин" Джатко. Коробка проектировалась одновременно и как "люксовая" 5-ти ступка для дорогих авто на фоне стандартных 4-х ступок, и в нише "бюджетного" варианта в конкурентной борьбе с аналогами Aisin и ZF. Одна из причин выхода из строя гидроблока - проедание грязным маслом канала и золотника (TCС Pressure Regulator Valve) управляющегоблокировкой муфты ГДТ. Дальше - цепная реакция, связанная с быстрым загрязнением масла фрикционом гидротрансформатора, грязь начинает съедать остальные каналы и электроклапана-соленоиды. Ремонт этого канала можно производить установкой нового анодированного золотника со вставкой от Соннакс, но на эту дорогую и рискованную операцию мало кто решается. Чаще проводят замены... |
|
Наиболее часто меняют выработавший свой ресурс Соленоид EPC. #133435A. Он работает напряженнее остальных. Второй соленоид в очереди на замену у VW - 133421 (2-4 brake duty) с нормативным сопротивлением: 2.6...3.2 Oм. Мастера при ремонте авто прошедших более 200 ткм обычно меняют сразу весь Комплект соленоидов из 9 шт. - №133420, которые у Джатко обычно имеют ресурс гарантированной работы 100-140 ткм. И чем выше рабочие температуры и грязнее масло, тем быстрее изнашиваются соленоиды, у которых здесь нет сетки-фильтра. Гидроблоки и комплекты соленоидов различны у Форд-Мазда и у VW/LR. Все проблемы электрики связывают с перегревом и "масляным голоданием", вызванным недостаточным охлаждением ATF через теплообменник. Следует отметить, что у JA5A-EL азиатских Форда-Мазды система охлаждения и настройки компьютера ТСМ выполнены аккуратнее и гидроблок с соленоидами служат без регламентного ремонта дольше. Указанная проблема случается чаще с машинами Ягуара-Ровера и Фольксвагена. |
|
Датчик Оборотов, Sensor (Turbine, Input & Output) Датчик ISS \ OSS (VW, LandRover, Jaguar, Mazda) - #133436A Часто заказываются для замены оба сенсора-датчика (одинаковы датчики входных и выходных оборотов) |
|
Привычными расходниками первой очереди являются: Сальник насоса, (аналог JF403E/ JF404E/ RE4F03A/ LJ4A-EL [7,6x41,8x59]) - №133070. C ним вместе иногда заказывают втулку насоса, которая аналогична для RE4F03A [45,2x11,3x42,2] - №314034. Прокладка поддона обычно меняется вместе со всем ремкомплектом, но часто заказывается при точечных ремонтах насоса, замен масла или соленоидов - №133301. В случае когда горели фрикционы и пропитали горелым маслом все фрикционные накладки, меняется и - Лента тормозная, Overdrive, (JF506E/ RE5F01A/ 5F31J/ F5A42 Ford/Jaguar/Mazda/VW/Mitsubishi) №133020 |
|
Проблемные места "железа" 09A: - лопается стенка алюминиевого поршня-Барабана High №133555AK с поршнем -556 - Reverse. Трещина может быть не видна без давления масла, но если сгорели фрикционы обеих пакетов: Reverse и High, между которыми и стоит поршень High, то скорее всего причина в поршне High Clutch Housing-133555. Эти два пакета фрикционов горят чаще других. С ними вместе меняют поршень 133965 и ретейнер-держатель133985. |
|
В совсем редких случаях сильно изношенных акпп меняют - Барабан Low\Rev №133554А От грязного масла и перегруза крутящим моментом поверхности протачивает тефлоновыми кольцами, из под которых уходит давление и подгорают фрикционы Low -133108. Эффективным вариантом ремонта считается восстановление изношенной поверхности барабана, а не покупка нового оригинального или БУ. |
|
- Реже горят фрикционы Директ - 133102 и еще реже меняют сам Барабан Dir №133551. Это встречается при ремонте акпп LandRover. |
И совсем редко на возрастных машинах с большим рабочим стажем встречаются еще такие проблемы:
- Разбивает Хаб Реверс 133578.
- Полый вал 133670, выбивает затычку в конце и падает давление во всех пакетах, кроме Директа.
- На Фордах летит Дифференциал 133716.
Выбор немецкими и американскими автопроизводителями JF506E говорит о том, что этот автомат считают удачной и недорогой альтернативой айсиновским и американским 5-ти ступенчатым АКПП. И при своевременном ремонте с заменой расходных материалов он может надежно служить до конца ресурса самого автомобиля, на котором установлен.